Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?

Масло летнее, зимнее или всесезонка: как их различить?

API, ILSAC, ACEA, SAE, SN/CF, 5W-30... О чём говорят все эти обозначения на канистрах?

Моторное масло играет важную роль в долговечности двигателя. Тем не менее многие автомобилисты не придают особого значения выбору подходящего состава, своевременной замене, и даже значения индексов вроде 10W-40 являются для них загадкой. Давайте разбираться, о чём говорят буквы и цифры на канистрах моторного масла.

Вязкость масел

Собственно, начнём мы как раз с тех самых цифровых значений, разделённых буквой W. Обозначают они вязкостно-температурные характеристики моторного масла. Классифицировать таким образом составы предложило Сообщество автомобильных инженеров (SAE).

Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?

Согласно стандарту SAE J300, масла могут быть летними, зимними и всесезонными. Летние обозначаются только числом (SAE 30, к примеру), зимние — числом с буквой W (SAE 5W), ну а всесезонные совмещают оба варианта и подписываются как 5W-30, 10W-40, 0W-20 и т. д. В наших краях чаще всего встречаются именно всесезонные масла.

Что означают эти буквы и цифры?

Первая часть индекса (5W) говорит о низкотемпературной вязкости масла. Пятёрка в данном случае значит, что двигатель будет корректно смазываться при температуре до —30 °С. Если же мы видим на канистре 10W, то нижний порог составляет —25 °С. Вывести температуру, исходя из индекса, на самом деле просто: нужно лишь отнять от первого числа 35. 5 — 35 = —30.

Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?

Второе число (30) — высокотемпературная вязкость. В него вкладывается целый ряд параметров, включая минимальную и максимальную вязкость масла при 100 °С. Чем больше значение, тем выше вязкость, т. е. масло гуще. Принято считать, что при выборе этого параметра следует учитывать пробег двигателя. Для примера: в новый мотор стоит лить 20 или 30, а в агрегаты постарше — 40 и выше.

Типы масел: минералка, полусинтетика и синтетика

Согласно классификации Американского института нефти API, все базовые масла делятся на пять групп, из которых первые три получаются непосредственно из нефти и зовутся минеральными, а оставшиеся две — синтетика, производимая при помощи органического синтеза. Отсюда и название.

В продаже можно найти составы как на минеральной и синтетической основах, так и их смеси, которые зовутся полусинтетикой: они являются наиболее популярными и подходят для большинства современных автомобилей, при этом стоят дешевле синтетических и значительно превосходят минеральные по большинству параметров.

Классификации API, ILSAC, ACEA

Помимо указания вязкости и типа моторного масла на канистрах порой можно встретить и другие непонятные литеры вроде API CF, ILSAC GF-5, ACEA A3. Они обозначают соответствие составов стандартам различных комитетов, институтов и ассоциаций в мире. API, как мы уже упоминали выше, — Американский институт нефти, ILSAC — Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел, ACEA — Ассоциация европейских автоконструкторов.

API. Согласно американским стандартам, масла для автомобилей обозначаются как API SM, API CF и API SM/CF. Первая буква — тип двигателя:

  • S (spark ignition) — бензиновый;
  • C (compression ignition) — дизельный.

Вторая буква говорит об эксплуатационных характеристиках смеси: чем она дальше по алфавиту, тем лучше качество масла и тем более современным является состав. На данный момент разработчики дошли до литеры P в случае с бензиновыми моторами и K — для дизельных.

Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?

Индексы API с буквами от A до H считаются устаревшими. Самым свежим из них (H) обозначаются составы, которые не подходят для использования в бензиновых моторах, выпущенных после 1996 года.

Дробное обозначение вроде API SM/CF говорит о том, что моторное масло подходит как для дизельных, так и для бензиновых двигателей, но предпочтительно использовать его именно в последних.

ACEA — европейский аналог американской классификации API. Она также разделяет масла по типу топлива, где A предназначается для бензиновых двигателей, а B — для дизельных. Правда, на сегодняшний день почти все составы имеют оба допуска и обозначаются как A/B c цифровыми приписками:

  • A3/B3 — масла со стабильной вязкостью для высокофорсированных двигателей;
  • A3/B4 — масла, аналогичные А3/В3 и применимые в дизельных двигателях с непосредственным впрыском;
  • A5/B5 — масла с высокими энергосберегающими свойствами.

Также есть категории C и E. Первая предназначена для авто с сажевыми фильтрами, а вторая — для тяжёлой техники вроде экскаваторов и тракторов, к примеру.

Классификация ILSAC дополняет и ужесточает требования API. Чтобы соответствовать стандарту, моторные масла должны вдобавок способствовать экономии топлива, содержать минимальное количество фосфора, иметь меньшую склонность к пенообразованию и ряд других свойств. Согласно ILSAC, составы делятся на семь классов, обозначаемых буквами GF и цифрой. Примечательно, что масла, соответствующие самым жёстким требованиям GF-6B, являются неприменимыми во многих двигателях. Стандарт распространяется только на составы с SAE 0W-16.

Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?

Рекомендации автопроизводителя

Помимо целого вороха различных международных классификаций моторные масла имеют и одобрение конкретных автопроизводителей. Обычно это буквенно-цифровой код, который можно найти прямо в названии брендированного масла. Для примера: Renault именует свои стандарты литерами RN и цифровым кодом вроде 710, Mercedes-Benz применяет индексацию, похожую на MB 229.51.

Порой информацию о соответствии можно найти на обратной стороне канистры в виде строки с надписью Approved for и списком марок.

Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?

Фактически соответствие продукции требованиям конструкторов — самый простой способ подбора моторного масла. Узнать, какой состав рекомендует производитель, проще простого. Данные содержатся в руководстве пользователя к автомобилю. Если его под рукой нет, то ответ можно поискать в Сети, в том числе на сайтах производителей масла. Немало из них предлагают сейчас услуги по подбору моторного масла онлайн.

Масло летнее, зимнее или всесезонка: что лить перед морозами?
На рынке можно встретить и масла, которые продаются под брендом конкретных автомобильных марок. Отметим, это вовсе не означает, что UAZ, к примеру, самостоятельно производит моторное масло. Его делает компания Лукойл

Важно: при рассмотрении масла, одобренного автопроизводителем, важно не забывать и об условиях эксплуатации и подбирать значение вязкости SAE исходя из них.

Итого о выборе масла

  1. Перед покупкой выясните, какой тип моторного масла одобрен заводом для двигателя в вашем авто.
  2. Выберите нужный показатель вязкости по SAE. Он должен находиться не только в рекомендованном производителем диапазоне, но и соответствовать условиям эксплуатации и пробегу машины.
  3. Выберите тип масла: синтетическое, полусинтетическое или минеральное. Синтетика — дорогая, но сохраняет заявленные свойства дольше и, соответственно, менять его можно реже, а минералка — дешёвая, но и замены требует чаще.

Комментариев: 10

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Арман

    Масло нужно лить ЛЮБОЕ, главное: по допуску и оригинальное. Всё остальное, что касается брендов — на ваш кошелёк и зависимость от рекламы.

    Ответить
    • Аватар
      Хозяин   Арман

      Главное как можно чаще.

      Ответить
      • Аватар
        Арман   Хозяин

        Я меняю каждые 3-4 месяца, т.к. в год проезжаю не более тысячи км. А раньше, когда много ездил, менял каждые 3-4 тысячи. Но я не призываю так делать, стандартные 7 тысяч — ничего плохого не будет, если масло будет оригинальное и в допуске.

        Ответить
  • Аватар
    MAN

    Лить 20 или 30 очень сомнительная рекомендация, особенно на юге Казахстана.

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    У нас кажется круглый год все заливают 30 или 40. Меняется только производитель масла

    Ответить
  • Аватар
    Хью Моржоуи

    Берите только у официального дилера. Очень много подделок.
    И помните: лучше лить оригинальное недорогое российское масло чем подделку мобил1, валволайн, мотюль итп.

    Ответить
    • Аватар
      MAN   Хью Моржоуи

      В Шымкенте есть цех, где в канистры от Шелл, Мобил, Кастрол заливают самый дешманский газпромнефть и на базар.

      Ответить
  • Аватар
    maik

    Не поверите , я Газпромовское масло оригинал заливал в новый Соренто Праим! Ради эксперимента, полет нормальный год проездил !

    Ответить
  • Аватар
    id17137339

    самое смешное все делает лукоил. (база их). Мобил-зик. Валволаин Несте. Мегулан-Лики молли, часто одно и тоже масло или производитель завод.
    Пао синтетика это из газа -4 группа. Идет как фулли синтетик на бутылках. (основном это 0w 5w (редко)). Обычно еще лонглайф идет. Делает основном фортран или как его там в европе.
    Синтетика идет гидрокряк. Минералка доведенная до свойств синтетики -3 группа. ресурс 200 мото часов (5-7 тыс по пробкам).
    Полусинтетика в статье чушь. Это набор 2 и 3 группы. Минералка разбухают резинки и сальники клапанов лучше держат масло.
    A3/B5 самая крепкая, но катализаторы и современные моторы пожирающие масло, засереются продуктами горения масла.
    Это кратко.
    ЗЫ последнее фото пао масло :).

    Ответить
  • Аватар
    Тимур

    Я на зиму лью пожиже масло 5w. Когда за минус 20 на улице 10W там в солидол превращается (

    Ответить