Жёлтые доппельдекеры как экзотика общественного транспорта из Костаная

Жёлтые доппельдекеры как экзотика общественного транспорта из Костаная

Областной центр — единственный город Казахстана, где более десяти лет работают двухэтажные автобусы, а за рулём — водители в белых рубашках и галстуках.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Костанай — не столица страны, не финансово-культурный центр и не место особой духовности, а честный город-трудяга с населением в четверть миллиона человек. И муниципального пассажирского транспорта, под который в городах покрупнее и побогаче берутся многомиллионные кредиты, обеспеченные государством, тут тоже нет. Костанайский акимат разыгрывает маршруты на тендерах, потому местные компании-перевозчики могут рассчитывать лишь на себя и обязаны многократно просчитывать все траты, чтобы не вылететь в трубу, ибо тариф — 80 тенге за поездку — зафиксирован жёстко, и льготников также должны возить бесплатно.

Неудивительно, что тут так много хорошо возрастных немецких автобусов, которым по симбиозу характеристик и стоимости на вторичном рынке альтернатив не просматривается. Обилие «мерседесов», «зетр» и «манов» чем-то напоминает пёстрое разнообразие автобусного парка Алматы лет 15–20 назад. Но самыми экзотическими из них являются двухэтажники MAN SD202, эксплуатирующиеся на единственном, 18-м маршруте.

Эти автобусы создавались для Берлина, для которого доппельдекеры бежевого цвета исторически являются приблизительно тем же, что и красные даблдекеры для Лондона. С 1986 по 1991 год оператор BVG получил 468 подобных машин. С длиной кузова 11 с половиной и высотой 4 метра низкопольники внушительного вида комплектовались 204-сильным дизелем в паре с автоматической трансмиссией, гарантируя комфортное размещение в своём чреве 81 пассажира (34 на нижнем и 47 на верхнем ярусах салона).

Отслужив своё, с начала 2000-х MAN SD202 стали изыматься с берлинских линий, после чего их активно перекупали сторонние компании как из самой из Германии, так из-за рубежа, в том числе для переделки в туристические автобусы с легкосъёмным верхом либо без крыши вообще. Последний SD202 выехал на маршрут немецкой столицы 28 декабря 2009 года.

Приблизительно с того же времени и началась трудовая деятельность бывших берлинцев в Костанае. В 2009 году в далёкий город на северо-западе Казахстана прибыла первая партия MAN SD202 1988–1991 годов выпуска, а в 2018-м — вторая. Без малого два десятка автобусов, из которых сейчас ходовыми остались штук 6-7, не более. При этом кузова даже сохранили жёлто-чёрный окрас, как их привыкли видеть в Берлине, а не изуродованы наружной рекламой. На пике карьеры, в 2011 году, единовременное число этих автобусов на маршруте достигало 11 машин!

С учётом того что MAN SD202 уже давно не производятся, списанные ветераны данной редкостной модели используются как источник запчастей для действующих экземпляров, кроме того, кое-что из деталей подходит от обычных одноэтажных «манов» того же поколения. Однако век автобуса, даже немецкого, тоже имеет свои границы, и когда-нибудь исчезнут с дорог и экзотические для Казахстана доппельдекеры, оставив о себе ностальгические воспоминания тех, кто имел возможность ездить на них и созерцать город с высоты.

Комментариев: 11

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.